Содержание

Эхолалия — причины, диагностика и лечение

Эхолалия – это симптом расстройства речи, проявляющийся неконтролируемым автоматическим повторением слов или фраз, произнесенных другим человеком. Эхолалические явления нормальны при становлении речи до двухлетнего возраста, позже они рассматриваются как симптом психического или неврологического заболевания. Признаки эхолалии: повторение окончаний фраз собеседника, отсроченное воспроизведение его просьб и вопросов, цитирование реплик из фильмов. Диагностика выполняется клиническим методом. Лечение основано на психокоррекции.

Общая характеристика

По клиническим проявлениям эхолалия бывает двух типов: немедленная и отсроченная. При первом варианте пациенты неосознанно повторяют только что услышанные слова и фразы. Например, ребенок, на вопрос: «Ты будешь яблоко или банан?», отвечает: «Банан», даже если хочет яблоко (он неспособен выбрать ответ). При отсроченной форме расстройства повторяется информация, услышанная некоторое время назад. Пример: воспроизведение фраз из диалога в фильме.

Эхолалии в рамках нормального речевого развития могут наблюдаться в возрасте 1-1,5 лет. Постепенно потребность в них исчезает. Патологическая эхолалия ярко проявляется после 2-3 лет. Дети не овладевают самостоятельной речью, а продолжают повторять фразы за окружающими. Весь их активный словарный запас может состоять из предложений, часто повторяемых мамой, из реплик мультипликационных героев, монологов ведущих телепередач.

Эхолалия – это автоматическое, однако не бессмысленное повторение фраз. Она выполняет несколько важных для пациента функций: помогает поддерживать разговор, понимать собеседника, обозначать предметы и явления. Больные с аутизмом используют автоматическое повторение слов как ритуал для восстановления эмоционального равновесия или как инструмент самостоятельной стимуляции (повторяя фразы, вызывают возбуждение).

Причины эхолалии

В основе эхолалии лежит расторможение имитативного (подражательного) рефлекса, который является наиболее простым способом освоения сложных навыков и речи детьми. Подражание взрослому проявляется немедленной эхолалической реакцией. Если рефлекс своевременно не заменяется другими техниками освоения речи, значит, присутствует его расторможенность. Причины эхолалии можно разделить на две большие группы: физиологические и патологические.

Физиологические факторы

На раннем этапе развития речи ребенок может активно использовать имитацию при общении с взрослым. Механизм повторения слов и фраз постепенно замещается самостоятельной спонтанной речью, но может быть растянут во времени или вновь возвращен в результате ряда причин:

  • Несформированность речевых навыков. Когда ребенок не знает что сказать, он просто копирует слова взрослого. Речевые эхо-повторения возникают у детей, которые не обладают достаточным запасом лексики, не могут спонтанно создавать фразы для ответов на вопросы.

  • Непонимание лексико-грамматических конструкций. В развитии речи возможен этап, на котором ребенок понимает значения слов, но не умеет правильно составлять их в предложения. Повторение вопросов он использует для просьб. Например, озвучивает услышанное ранее; «Ты хочешь есть?», чтобы сообщить маме, что голоден.

  • Переживание стресса. Новая обстановка и необходимость общаться с незнакомыми людьми могут стать причиной регресса речи у ребенка. В стрессовой ситуации эхолалия возвращается как наиболее простой способ коммуникации.

  • Привычка. Иногда ребенок осознает, что повторяет фразы взрослого. Он делает это по привычке, следуя закрепленному шаблону. Причиной такого речевого поведения является несформированность навыка саморегуляции. Чтобы избавиться от симптома, необходимо указывать ребенку на неприемлемость использования эхолалий.

Причины патологической эхолалии

У взрослых и детей старше 2-летнего возраста эхолалическая симптоматика проявляется при психических и неврологических заболеваниях. Отсроченная эхолалия характерна для расстройств психики, связана с нарушением целенаправленности познавательных процессов. Немедленные эхолалические реакции развиваются вследствие поражения или недоразвития лобных долей мозга ответственных за контроль деятельности. Патологические причины представлены следующими заболеваниями:

  • Расстройства аутистического спектра. Эхолалия – распространенный симптом речевых нарушений при раннем детском аутизме. Автоматическое многократное повторение предложений используется как средство саморегуляции эмоций, поведения. Также симптом может наблюдаться при синдроме Аспергера.

  • ЗПР и олигофрения. При заболеваниях с интеллектуальным отставанием отмечается недостаточное развитие речи. Эхолалия позволяет компенсировать дефицит словарного запаса, навык самостоятельного построения высказывания. При умственной отсталости эхолалические симптомы часто сочетаются с эхопраксией – имитацией жестов, поз, движений.

  • Шизофрения. Эхолалия возможна при кататонической шизофрении. Она может носить отставленный характер, не быть связанной с актуальной ситуацией. Встречаются варианты с механическим повторением без интонации, с точным повторением («патефонная» речь), со своеобразной модуляцией («попугайная» речь).

  • Органические поражения головного мозга. Эхолалия возникает при патологиях, затрагивающих лобные доли. При болезни Пика изначально отмечается неточное повторение речи в сочетании с сенсорной афазией, которое сменяется истинными эхолалическими реакциями. После инсульта при сенсорно-моторной афазии формируется автоматическая эхолалия с возможным обратным развитием. Атеросклероз сосудов может сопровождаться непостоянной неточной эхолалией.

  • Генетические психоневрологические заболевания. Автоматические повторения фраз и слов выявляются в клинической картине синдрома Ретта, нарастают вместе со стереотипными однообразными движениями рук, общим обеднением речи, снижением интеллекта. У больных синдромом Туретта эхолалические проявления представляют собой голосовые тики, сопровождающиеся множественными двигательными тиками.

Диагностика

Длительное сохранение словарного и слогового речеподражания в детском возрасте либо появление данного симптома у взрослых требует обращения к врачу-психиатру и неврологу. Эхолалия диагностируется в ходе общения с пациентом, наблюдения за его речью. Обычно выявление автоматизированных повторений предложений и слов не составляет труда. Чтобы установить характер эхолалических симптомов, выполняется комплексное обследование:

  • Оценка психоневрологического статуса. Сбор анамнеза, клиническая беседа, неврологический осмотр позволяют врачам оценить общее состояние пациента: его способность устанавливать и поддерживать контакт, ориентироваться в пространстве и времени, критически относиться к своему заболеванию. Обнаруживаются сопутствующие эхолалии неврологические нарушения, психопатологические симптомы.

  • Логопедическое тестирование. Логопед исследует речевую функцию, определяет степень ее сформированности, наличие дефектов произношения, выпадение отдельных звеньев. В заключении отмечает, является ли эхолалия результатом речевого недоразвития или распада речи.

  • Патопсихологическое тестирование. Выполняется исследование памяти, мышления, внимания и интеллекта. Результаты указывают на наличие либо отсутствие признаков органического поражения ЦНС, интеллектуального недоразвития как причины эхолалических проявлений.

  • Нейропсихологическое тестирование. Диагностика нейропсихолога нацелена на анализ высших психических функций. Данные тестирования позволяют определить нейропсихологические симптомы (различные виды алалий, афазий), провести дифференциацию неврологических заболеваний.

Лечение

Эхолалия устраняется с помощью психокоррекционных занятий. Параллельно с ними осуществляется лечение основного заболевания, ставшего причиной симптома. Коррекционная работа может проводиться психологом, дефектологом, логопедом. Важные условия для получения положительного результата – способность пациента удерживать контакт, отсутствие выраженных эмоциональных и поведенческих расстройств, достаточный уровень интеллекта для ведения беседы.

На занятиях активно используются наглядные пособия, таблицы, аудио- и видеоматериалы. На начальном этапе применяются диалоговые упражнения, в которых пациенту предлагается заменить эхолалический «ответ» выбором визуального стимула – указанием на картинку, предмет. Постепенно зрительная опора заменяется речевыми высказываниями, увеличивается продолжительность и сложность диалога. После диалоговой речи осваивается монолог и общение в группе.

Эхолалия : причины, симптомы, диагностика, лечение

Неконтролируемое повторение отдельных слов или целых предложений из монолога собеседника – это симптомы эхолалии. Источником для повторений может быть как человек, который находится рядом, так и книжный текст, телевизионная или радиопередача.

Болезнь имеет два вида, которые отличаются своей симптоматикой:

  • Немедленная – больной воспроизводит слова и фразы, только что услышанные. Данный вид необходим для поддержания связи с окружающими, то есть выступает своеобразным разговором.
  • Отсроченная – повторение происходит через определенный промежуток времени, это может быть 10-15 минут, день, неделя или месяц. Сопровождается различными дополнительными психическими расстройствами.

Для неврологической патологии характерна самостимуляция, то есть повторение фраз, ассоциированных с определенными эмоциями. Таким образом, больной погружается в удобную для него атмосферу. Повторяемые фразы вызывают удивление у окружающих, так как не имеют отношения к текущим событиям.

Еще одним симптомом болезни выступает функция передачи настроения через положительные или отрицательные переживания. К примеру, фраза «конфет нет» вызывает негативные эмоции, и в любой неприятной ситуации пациент будет ее повторять. Также обязательна систематизация информации. Перед сном проговаривается все услышанное за день, то есть больной делится эмоциями и переживаниями с окружающими. Это выглядит как несвязный рассказ, набор слов и фраз.

[23]

Первые признаки

В большинстве случаев первые признаки эхолалии становятся заметны в возрасте 3-5 лет. Чаще они появляются у мальчиков, у девочек болезнь имеет более сложное течение. Так, при ответе на любой вопрос больной повторяет его фрагмент или полностью. Тихая или громкая речь, отсутствие реакции на собственное имя и неправильные интонации, также считаются признаками речевого расстройства.

Если дефект выступает одним из признаков аутизма, то кроме нарушений социального поведения и коммуникаций, наблюдается ряд других патологических симптомов. Больной не воспринимает собеседника, поэтому нарушен контакт глаза-в-глаза. Наблюдается скудная мимика, которая очень часто не соответствует ситуации, жесты применяются для обозначения каких-либо потребностей. Ребенок не понимает эмоции окружающих и не проявляет интереса к сверстникам. Стереотипное поведение проявляется в виде ежедневных ритуалов, зацикленности на определенных занятиях, многократных повторениях движений.

[24], [25], [26]

Эхолалия у взрослых

Существует ряд патологических состояний, которые могут стать причиной развития эхолалии. У взрослых болезнь имеет приобретенный характер. Ее симптомы появляются при шизофренических расстройствах, различных поражениях головного мозга, неврологических и психических заболеваниях. Из-за трудностей в общении с посторонними людьми, неспособности выражать собственные эмоции и вести трудовую деятельность, больные подлежат инвалидизации.

Эхолалия у взрослых чаще всего развивается на фоне шизофрении. В этом случае автоматическое повторение сопровождается скудной жестикуляцией и мимикой. Больные не в состоянии воспринимать элементарные правила и нормы, не понимают своего поведения и намерений окружающих. Это все делает невозможным построение дружеских или романтических отношений. Также может наблюдаться привязанность к определенной обстановке и режиму дня. Малейшие изменения вызывают серьезные переживания и истерические припадки.

Эхолалия у детей

Расстройство, для которого характерно не контролируемое повторение чужих слов, фраз или полных предложений – это эхолалия. У детей она бывает двух видов: немедленная и отсроченная. Очень часто ее принимают за первые признаки аутизма, так как в некоторых случаях это не исключено. Болезнь связана с нарушением процесса становления речи.

Выделяют два возрастных периода, в которые ребенок начинается выговариваться, повторяя все услышанное – это от 6 месяцев до 1 года и от 3 лет до 4. Подобная имитация необходима для тренировки произношения звуков, расширения словарного запаса и освоения основ взаимодействия с социумом через общение.

Если речевое расстройство сохраняется или возникает у детей более старшего возраста, то это указывает на эхолалию. Она может иметь разную степень выраженности. Поэтому, чем раньше будет диагностирована, тем лучше поддается коррекции. Такой метод лечения позволяет найти понимание с больным и попытаться адаптировать его к социуму.

[27], [28], [29]

Эхолалия у детей: причины, симптомы, методы коррекции

Развитие речевой функции у ребенка происходит в несколько стадий. Она напрямую связана с психическим и умственным развитием. При различных заболеваниях у малыша наблюдается нарушение речи — эхолалия.

Что это такое?

Заболеванием называют неврологическое нарушение речевой функции, которое характеризуется бесконтрольным повторением услышанных слов и фраз. До 4 лет ребенок учится говорить. Копирование чужой речи – это не аномалия. Малыш практикуется в произношении звуков, осваивая навыки говорения. Родителям кажется, что он воспроизводит услышанное, не думая. Но таким образом ребенок пытается вступить в диалог. Подобное речевое поведение быстро проходит.

Причины эхолалии могут быть связаны с органическим поражением головного мозга

Если эхолалия у детей наблюдается в возрасте старше 4 лет — это повод проконсультироваться с узким специалистом. Симптом может указывать на задержку развития, неврологические расстройства.

Причины заболевания

Когда у ребенка есть неврологические, психические расстройства и прочие отклонения, они провоцируют аномалию речи. Выделяют несколько факторов, из-за которых развивается патология. К ним относятся:

  • повреждение лобного отдела головного мозга;
  • генетические заболевания;
  • олигофрения;
  • неврологические расстройства;
  • новообразование в головном мозге;

Выявление причины заболевания – залог выбора правильной терапевтической тактики.

Симптоматика 

Симптом эхолалии — нарушение речевой функции у ребенка

При развитии эхолалии у детей появляются отклонения в речи. Что должно насторожить родителей:

  • Ребенок повторяет слова или фразы, которые услышал из чужой речи.
  • Пытается систематизировать полученную информацию и проговаривает вслух предложения или слова.
  • Ребенок повторяет окончание слова несколько раз.
  • Если малыша громко позвать по имени, он не реагирует на это.
  • Ребенок не поддерживает зрительный контакт со своим собеседником.
  • Он повторяет фразы или слова, которые ассоциируются у него с приятными воспоминаниями.
  • Малыш разговаривает слишком тихо или чересчур громко.

Такие симптомы напрямую связаны с формой расстройства. Если взрослые замечают у своего ребенка подобные признаки, необходимо обратиться к неврологу. Доктор понаблюдает за ним, чтобы своевременно приступить к лечению.

Виды

Неврологи различают несколько форм эхолалии. Заболевание бывает отсроченным и немедленным.

Первый вид:

  • Аутостимуляция: ребенок повторяет фразы, чтобы отвлечься от стресса и справиться с напряжением. Так он получает сильные позитивные эмоции.
  • Выражение своего настроения: малыш произносит слова, которые услышал ранее, но они не связаны с происходящей ситуацией.
  • Подведение заключения: одним словом ребенок пытается обработать и систематизировать поступившую за весь день информацию.

Такой вариант обычно является проявлением аутизма. Но точный диагноз ставит врач.

Если родители замечают один или несколько признаков из перечисленных, следует немедленно обратиться к специалисту. Врач разберется в причинах патологии и подберет лечение.

Немедленный вид характеризуется тем, что ребенок сразу же повторяет фразы, которые услышал от другого человека. На вопрос «Ты хочешь пить?» он отвечает «Ты хочешь пить». Малыш не понимает смысла услышанного, но пытается продемонстрировать свою способность разговаривать и повторять звуки.

Это не считается патологией, если продолжается недолго. В противном случае эхолалия у детей считается проявлением психоневрологической болезни.

Диагностика

Для выявления заболевания родители должны проконсультироваться с неврологом или психологом по поводу симптомов. Дополнительно врачи могут отравить ребенка к логопеду и дефектологу.

При подозрении на эхолалию применяют следующие методы диагностики:

  • Клинические анализы крови и мочи.
  • Генетические анализы.
  • УЗИ головного мозга.
  • Проверка слуха: выполняется для исключения тугоухости.
  • Электроэнцефалография: позволяет оценить электрическую активность мозга.
  • МРТ: выявляет расстройства развития мозга.

После общения врача с ребенком и проведения исследований специалист ответит, есть ли патология. Если заболевание не подтверждается, коррекция речи все равно выполняется.

Как правильно вести себя с ребенком

Если у малыша обнаруживаются проявления заболевания, взрослые должны быть крайне осторожными. Им следует придерживаться рекомендаций:

  • Стараться произносить слова спокойно, четко, не торопясь.
  • Ждать, пока малыш не даст краткий ответ на вопрос: да или нет.
  • Не подвергать ребенка стрессовым ситуациям, не допускать крика и ругани при нем.
  • Проявлять понимание и терпение.
  • Регулярно проводить занятия в спокойной обстановке.
  • Не прерывать речь малыша, если он повторяет слова.
  • Стараться вникнуть в суть сказанного.
  • Расширять словарный запас ребенка, чтобы у него был большой выбор слов для разговора.
  • Вознаграждать, когда он адекватно выражает свои эмоции.
  • Повторять часто произносимые малышом фразы, но видоизменять их.

Подобные правила очень важны для родителей, а также воспитателей и учителей, которые общаются с «особыми» подопечными.

Лечение у врача

Эхолалия у детей требует комплексной терапии

Специалист назначает препараты для устранения не самой эхолалии, а ее причины. Обычно малышам рекомендуют такие группы медикаментозных средств:

  • Нейролептики: назначаются, если причиной эхолалии стала шизофрения. Врач подбирает лекарство и дозировку, исходя из симптоматики и возраста пациента.
  • Психостимуляторы: способствуют активации психической сферы организма, улучшают когнитивную функцию. Обычно такие препараты назначаются при патологии, вызванной травматическим поражением и нейроинфекциями.
  • Седативные средства: применяют при расстройстве сна, гиперактивности и беспокойном поведении.
  • Ноотропы. Лекарства нормализуют тканевый обмен в нервных клетках. Они помогают улучшить работу головного мозга. Спустя несколько месяцев применения ноотропов родители могут заметить изменения в лучшую сторону: повышается речевое внимание, заметно расширяется словарный запас и снижается гиперактивность.

Если препарат не выдает желаемого результата, врач рекомендует его повторный курс после перерыва.

Для лечения эхолалии специалисты подбирают комбинированную методику. Она включает медикаментозную терапию с психотерапевтической и логопедической коррекцией. На занятиях дети осваивают правильное выражение своих эмоций и мыслей, взаимодействовать с остальными малышами.

Прогнозы

Обычно заболевание поддается коррекции. Если родители соблюдают все назначения лечащего врача, то чаще всего к 7-летнему возрасту ребенок не отличается от своих сверстников. Прогноз во многом зависит от своевременной диагностики и адекватной терапии. Но при наследственных патологиях, которые проявляются психическими расстройствами или умственной отсталостью, эхолалию невозможно полностью вылечить. Такого малыша возможно научить кое-каким навыкам самообслуживания.

Сложно обстоят дела и с шизофренией. Длительная терапия позволяет довести расстройство до стадии ремиссии и наладить речевую функцию. Но во время обострения проявления шизофрении могут вновь появиться вместе с эхолалией.

Последствия патологии

Если речевое нарушение оставить без внимания, у ребенка появятся проблемы во взрослой жизни. Ему будет трудно общаться в школе, обучаться или налаживать личные отношения.

У малыша будут и другие расстройства:

  • речь развивается с большим опозданием;
  • память, внимание и мышление формируются в недостаточной степени;
  • кроха будет отставать в эмоциональном развитии.

Важно своевременно обратиться с проблемой к специалисту. Врач подберет адекватное лечение и предупредит осложнения.

Некоторые родители замечают, что ребенок бесконтрольно повторяет услышанные слова или предложения. Такое состояние – норма до 3 лет. Но бывают случаи, когда эхолалия становится проявлением серьезных заболеваний.

Чтобы скорректировать нарушение, родители должны вовремя обратиться к врачу. Доктор проводит диагностику, в ходе которой выясняет причину патологии. Он назначает комплексную терапию, включающую медикаментозную поддержку, логопедические занятия и психотерапевтические методики. Родители должны проявить терпение и готовность помочь своему ребенку.

Читайте также: виды нарушения речи у детей дошкольного возраста

Эхолалия: причины, симптомы и лечение

В процессе формирования речи различные зоны коры претерпевают ряд последовательных изменений. На определенной ступени развития ребенок способен издавать отдельные звуки, затем произносить слова, в последующем возникает речеподражание и так далее. Без прохождения этих этапов полноценное построение языковых конструкций невозможно. Однако не всегда процессы формирования речи протекают физиологично. И порой нормальные функции начинают выступать в роли патологических симптомов.

Одной из таких необходимых для созревания центра речи ступеней считается эхолалия – явление, когда человек повторяет услышанную чужую речь. В каких случаях она перестает быть нормой и служит поводом для серьезных беспокойств?

Определение понятий

Эхолалия (echolalia) представляет собой неконтролируемое повторение услышанных фраз и слов. С одной стороны это является неотъемлемой ступенью в формировании второй сигнальной системы у ребенка. Так, речеподражание рассматривается как характерная возрастная норма для годовалого малыша и детей до 3 лет. С другой стороны – при сохранении явления у лиц старше 4 лет эхолалия может быть рассмотрена как патологический симптом.

Физиологическая эхолалия у детей служит необходимым компонентом для обучения коммуникативным навыкам и не является патологией.

При сочетании явлений речеподражания с задержкой психо-моторного развития у детей, а также эхолалия во взрослом возрасте всегда являются признаками патологии.

Эхолалия – это не самостоятельный диагноз, а симптом заболевания. Речеподражание может присутствовать в структуре алалии (задержки речевого развития) и афазии (потери уже сформированной речевой функции).

У детей старше четырех лет и взрослых людей эхолалия является признаком патологии.

Причины

Симптом повторения услышанных слов и фраз возникает в результате несостоятельности центра моторной речи, локализованной в лобной доле. Как явление нормы такой симптом свойственен малышам первого года жизни (от 6 до 12 месяцев), а также для детей постарше (трех-четырех лет). Как патологическое состояние речеподражание может быть следствием нарушения целого ряда высших психических функций.

Эхолалия в детском возрасте часто проявляется в результате:

  • перинатальной патологии нервной системы;
  • синдрома Туретта;
  • шизофрении;
  • аутизма (autism).

Подобные проявления у взрослых, как правило, рассматриваются как составляющая синдрома моторной афазии, причинами которой могут стать:

  • цереброваскулярные заболевания;
  • нейроинфекции;
  • новообразования головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • энцефалопатия.

Вне зависимости от причин возникновения симптом патологического речеподражания требует обязательной оценки степени тяжести, клинических особенностей и индивидуальной программы коррекции.

Классификация

Клинически эхолалию подразделяют на два вида. Если речеподражание следует сразу за произнесенной со стороны фразой, можно говорить о немедленной форме. Существует и отсроченная эхолалия, при которой услышанное ранее слово, фраза или предложение повторяются по истечению определенного времени.

Немедленная эхолалия рассматривается как более благоприятная форма. Как правило, она свойственна детям с недостаточностью центров речи и взрослым с явлениями моторной афазии.

Отсроченное речеподражание должно настораживать в большей степени в связи со сложностью патогенеза и трудностями его преодоления. Чаще всего оно является следствием нарушения целого ряда высших психических процессов. Отложенная по времени эхолалия может быть проявлением таких феноменов как:

  • самостимуляция или стимминг. При этом человек воспроизводит уже пережитые эмоциональные ощущения за счет проговаривания ранее услышанных слов;
  • посыл настроения окружающим, возникающий как способ коммуникации при передаче эмоциональной окраски слов. Данное проявление типично для лиц, страдающих аутизмом;
  • систематизация информации. Необходимость повторять слова возникает в результате возобновления в памяти действий и событий при помощи речеповторения.

Отсроченная форма эхолалии может встречаться при тяжелых психических расстройствах, таких как аутизм и шизофрения, и, как правило, сочетается с девиантным поведением.

Диагностика

Несмотря на то, что эхолалия в определенном возрасте рассматривается как неотъемлемая составляющая формирования нормальной речи, сохранение подобного явления служит поводом для серьезных беспокойств. Ранняя диагностика патологического речеподражания имеет решающее значение в связи с более легкой курабельностью незапущенных случаев.

Само распознавание эхолаличной речи не представляет особых сложностей. Окружающие легко замечают автоматическое проговаривание услышанных со стороны слов, фраз или предложений. Однако, учитывая сочетание подобной патологии с рядом других познавательных нарушений, требуется проведение комплексного нейропсихологического тестирования, методы которого могут разниться в зависимости от клинических особенностей заболевания и возрастной группы пациента. Работа нейропсихолога направлена на выявление и анализ высших психических функций для определения и проведения дифференциальной диагностики многих неврологических заболеваний. Выраженность когнитивного дефицита во многом определяют тактику ведения пациента и исход болезни.

Крайне важно проводить повторные нейропсихологические исследования в рамках динамического наблюдения за пациентом.

Лечение

Комплекс лечебных мероприятий при эхолалии зависит от причины ее возникновения, возраста пациента и сочетания с другими расстройствами высших психических функций.

Физиологическое речеповторение у детей до четырех лет не требует стороннего вмешательства. Такая ситуация нуждается лишь в контроле со стороны родителей и помощи в правильном формировании центров речи. Для этого необходим регулярный диалог с ребенком с четким произнесением слов, чтобы ребенок мог правильно услышать старших. Кроме того, важно создать благоприятную психологическую атмосферу и ограничить возможные стрессовые ситуации.

Лекарственная терапия патологической эхолалии не проводится. Коррекция речеподражания возможна с помощью ряда нейропсихологических методик, позволяющих правильно сформировать речевые навыки и привести их к установленным нормам. На этом этапе также важно соблюдать принципы родительского контроля над собственной речью и препятствия резким эмоционально-психическим перегрузкам ребенка.

Медикаментозное лечение эхолалии оправдано, если она является составляющей органического поражения головного мозга, требующего введения тех или иных лекарственных препаратов.

Феномен эхолалии в рамках синдрома моторной афазии нуждается в коррекции основного заболевания, ставшего причиной развития патологии (инсульта, нейроинфекции, травмы и так далее). Однако и здесь параллельно должна идти нейропсихологическая коррекция, проводимая врачом-афазиологом для восстановления поврежденного центра речи.

Речевое общение является важнейшей составляющей нашей повседневной жизни. Ограничения речевых навыков существенно изменяют коммуникативную способность человека, снижают его социальную адаптацию и качество жизни.

Эхолалия не только выступает в роли фактора, препятствующего формированию общепринятых норм речевой активности. В определенных случаях она может являться признаком серьезной патологии головного мозга. Несмотря на то, что сам феномен речеподражания имеет физиологическую основу, в определенных случаях эхолалия нуждается в лечении. Своевременное выявление перехода нормального этапа развития ребенка в патологическое состояние позволяет в более короткие сроки скорректировать речевые нарушения и адаптировать пациента к общению с окружающими.

Автор: Шоломова Елена Ильинична, невролог

Оцените эту статью:

Всего голосов: 110

4.35
110

Читайте также

Эхолалия у детей, причины, симптомы, коррекция, лечение

Процесс формирования речи у детей активно происходит первые 3-4 года. В это время малыши нечетко проговаривают звуки и отдельные слова, учатся строить предложения и фразы.

Все это считается нормой, но есть ряд нарушений речевого поведения, которые могут указывать на патологические изменения. К таким нарушениям относится эхолалия.

Что такое эхолалия

Под эхолалией понимают автоматическое, то есть неконтролируемое повторение услышанных слов или их обрывков, отдельных фраз или же целых предложений.

Такое речеподражание больше свойственно детям, и может быть, как физиологическим, так и патологическим. Если нарушение встречается у взрослых, то это однозначно указывает на заболевания ЦНС.

Стоит ли обращаться к врачу

Стоит ли при выявлении эхолалии у своего ребенка родителям немедленно обращаться к врачу? Ответ на этот вопрос зависит от возраста малыша.

Активное формирование речевой функции происходит от 6-7 месяцев и до года, а также в промежутке от 3 до 4-х лет. В это время повторение слов и фраз способствует развитию сигнальной системы и улучшает коммуникативные навыки.

То есть, эхолалия у малышей младше 4-х лет в большинстве случаев является физиологической нормой.

Но если речеподражание сохраняется после 4-х лет, то следует проконсультироваться у специалиста. На патологические процессы указывает эхолалия, сочетающаяся с задержкой психо-моторного развития.

Формы заболевания

Патология проявляется двумя формами:

  • Немедленной;
  • Отсроченной.

При немедленном речеподражании ребенок практически сразу же произносит услышанное от взрослых или других детей слово или фразу. Повторять он может и слова, произносимые в телевизоре, по радио.

Немедленный тип эхолалии характерен для периода становления речи. При патологии повторение фраз дети заполняют тот отрезок, который им необходим для осмысления услышанного.

При отсроченной эхолалии услышанные речевые выражения дети повторяют спустя некоторый промежуток времени, который может занимать по продолжительности от 10-15 минут до 5-7 суток, а иногда и исчисляется месяцами.

Такое звукоподражание считается компенсаторным, то есть выполняет ряд функций, таких как:

  • Аутостимуляция. Ребенок повторением слов и фраз пытается прочувствовать эмоции, когда-либо испытанные им в прошлом;
  • Передача окружающим своего настроения. С помощью повторения слов малыш демонстрируют не свое знание обозначения понятия, а его эмоциональную нагрузку;
  • Обобщение и систематизация информации. Повторяя предложения и слова, малыш воспроизводит в своей памяти то, что уже произошло и старается это осмыслить.

Немедленная форма эхолалии до 4-5 лет не должна у родителей вызвать беспокойства при отсутствии других признаков нарушения работы органов ЦНС.

При выявлении отсроченного речеподражания уже нужно насторожиться, и, если оно не проходит, пройти обследование.

Причины

Основной причиной патологической эхолалии считаются органические или функциональные поражения разных отделов головного мозга, в результате которых возникает дисбаланс между процессами возбуждения и торможения.

Эхолалия может быть одним из симптомов таких заболеваний, как:

  • Аутизм;
  • Энцефалопатия;
  • Болезнь Пика, при которой происходит атрофия лобных долей мозга;
  • Шизофрения;
  • Синдром Ретта. Генетическая аномалия, характеризующаяся задержкой моторного развития, психическими отклонениями;
  • Синдром Туретта. Заболевание относится также к генетическим обусловленным, проявляет множественными моторными и голосовыми тиками;
  • Новообразования в головном мозге;
  • Олигофрения;
  • Нейроинфекции.

Эхолалия может сочетаться с дисфазией (характеризуется затрудненным произношением слов или их пониманием) и дислексией (сниженная способность к овладению навыками письма и чтения). При таких нарушениях интеллектуальное развитие чаще всего бывает в пределах нормы.

Симптомы

Общие симптомы эхолалии – это повторение речи посторонних людей или близких через некоторое время. При физиологическом речеподражании других особых изменений в поведении ребенка и его самочувствии может не быть.

На патологическую эхолалию указывают сопровождающие нарушения проявления такие как:

  • Слишком по тону тихая или наоборот, чрезмерно громкая речь;
  • Отсутствие контакта с собеседником при помощи глаз. То есть ребенок предпочитает во время разговора отводить взгляд, смотреть по сторонам;
  • Отсутствие мимики или ее невыразительность;
  • Отсутствие реакции на обращение по имени;
  • Искаженные интонации;
  • Периодические галлюцинации.

У малышей с аутизмом помимо эхолалии выявляется стереотипное поведение. То есть для таких детей особое значение имеют повторяющиеся через определенный промежуток времени или в особых обстоятельствах ритуалы.

Дети с аутизмом часто зацикливаются на выполнении одного занятия, мало общаются со сверстниками, у них небольшой словарный запас.

Последствия эхолалии

К эхолалии нельзя относиться как к несерьезному нарушению речи. При отсутствии своевременной коррекции у ребенка отмечается;

  • Позднее становление речевой функции;
  • Нарушение когнитивных навыков – способности к запоминанию, логическому мышлению, долговременной памяти;
  • Отставание по возрасту в эмоциональном развитии.

В итоге эхолалия может негативно сказаться на общении со сверстниками и учебе, привести к проблемам в личной и профессиональной жизни во взрослом возрасте.

Диагностика

При сохраняющихся признаках речеподражания у детей старше 4-х лет нужно обратиться к детскому неврологу. Опытный врач диагноз выставляет уже на основании осмотра и беседы с пациентом, жалоб от родителей.

Причины патологии определяются после проведения:

  • Электроэнцефалограммы. Обследование выявляет очаги патологического возбуждения в головном мозге;
  • УЗИ-сканирования;
  • МРТ. Назначается для обнаружения новообразований (кист, опухолей) и для определения кровообращения в сосудах, а также внутричерепного давления;
  • ДНК-обследования. Необходимо, если имеются подозрения на генетические аномалии.

Консультация и осмотр у отоларинголога позволяет определить есть ли у ребенка тугоухость, так как при данном заболевании речеподражание может быть одним из его симптомов.

Необходимо обследование и у логопеда для выявления всех изменений в речевой функции.

Принципы лечения

Физиологическая эхолалия лечения не требует, но за ребенком нужно наблюдать, это позволит вовремя обратиться к врачу в том случае, если после 4-5 лет проблема не исчезнет.

Лечение патологической эхолалии заключается в терапии основного заболевания. В зависимости от выявленных нарушений детям могут быть прописаны:

  • Ноотропы;
  • Нейролептики;
  • Психостимуляторы;
  • Успокаивающие препараты

Медикаменты, их дозировка и продолжительность курса определяются врачом. Медикаментозная терапия должна дополняться занятиями с логопедом или афазиологом, психотерапевтом.

Немаловажное значение имеет отношение родителей к ребенку и изменение поведения в семье.

Важными условиями для преодоления речеподражания считаются:

  • Спокойная обстановка. Малыша нужно ограждать от стрессовых ситуаций, общаться в его присутствии со всеми членами семьи и окружающими доброжелательно;
  • Желание к контакту и общению. Детей всегда нужно внимательно выслушивать, предлагать интересные и понятные по возрасту темы для беседы;
  • Использование в разговоре только тех вопросов, на которые малыш можно ответить четко или да, или нет. Другой вариант — озвучивание вопроса, на который ребенок может дать свой вариант ответа. То есть можно спросить – «Кто живет в лесу»? или «Кто умеет мяукать»?;
  • Поощрение ребенка при адекватно выраженных эмоциях;
  • Внимательное выслушивание. Ребенка с эхолалией нельзя прерывать, особенно в грубой форме;
  • Использование в беседе предметов или картинок, указав на которые ребенок сможет точно выразить, что он хочет. Такой подход позволяет избежать истерик и повышает уверенность малыша в своих силах.

Ускорить формирование речевой функции позволяют подвижные и сюжетные игры, сказкотерапия. Дошкольников можно записать на различные кружки, где он, общаясь со сверстниками, сможет найти большее понимание.

Эхолалия легко поддается коррекции, если органических поражений мозга нет. Но родителям нужно вовремя обратить внимание на проблему и полностью выполнять все рекомендации врача.

При соблюдении всех выше указанных условий речевое поведение уже к школьному возрасту становится нормальным.

При генетических отклонениях в большинстве случаев определенные речевые дисфункции сохраняются на протяжении всей жизни.

Что такое эхолалия? | Здоровая жизнь | Здоровье

Эхолалия — это симптом, при котором человек повторяет слова за своим собеседником, обычно не понимая их смысл. К примеру, это может быть повторение вопроса целиком или его последних слов вместо ответа на него. Обычно эхолалия свидетельствует о неврологическом расстройстве, однако она также может быть формой естественного развития речи ребенка.

Что представляет собой эхолалия?

Эхолалия (от др.-греч. «эхо, повторение» и «речь, разговор») — это эхо-симптом, при котором происходит неконтролируемое автоматическое повторение слов или их частей, услышанных в чужой речи.

Раньше ученые воспринимали эхолалию как исключительно негативный симптом. На сегодняшний день специалисты считают ее в том числе одним из инструментов коммуникации.

Эхолалия может быть нормальной стадией психического развития ребенка, при которой он пробует повторять чужие слова. Так, в возрасте от года до двух лет дети повторяют сказанное взрослыми, тем самым формируя свой словарный запас. К двум годам ребенок начинает активно использовать не только повтор услышанного, но и собственные слова. А по достижении трех лет эхолалия практически полностью уходит из жизни ребенка.

Если же этот симптом наблюдается у детей в возрасте старше трех лет и у взрослых, чаще всего он является проявлением различных нарушений развития и/или неврологических расстройств.

Выделяют два типа эхолалии: полная, при которой человек автоматически повторяет слова и не понимает их, а также частичная, при которой присутствует приблизительное понимание произносимых слов. Кроме того, возможно немедленное повторение услышанных слов, а также отсроченное — спустя несколько часов или даже дней.

Из-за чего возникает эхолалия?

Повторение услышанных слов и их имитация — это естественный и необходимый для маленького ребенка способ развития навыков речи, которые у него только начинают формироваться. Если же эхолалия остается в жизни ребенка, уже достигшего трехлетнего возраста, это может свидетельствовать о расторможении подражательного рефлекса. Также этот симптом связывают с возможным повреждением левого полушария мозга. В частности, есть подтверждения связи легкой эхолалии со специфическими повреждениями лобной доли левого полушария.

Симптомом каких болезней может быть эхолалия?

Эхолалия может свидетельствовать о различных психических заболеваниях. В их числе — кататоническая шизофрения, синдром Ретта, синдром Туретта, синдром Аспергера, болезнь Пика, фенилпировиноградная олигофрения. Также она может являться симптомом задержки развития или нарушений зрения.

Особенно часто неконтролируемое повторение слов встречается при аутизме. Считается, что 75% детей с расстройствами аутистического спектра имеют эхолалию. 

Лечится ли эхолалия?

Эхолалия может быть скорректирована при помощи особых программ занятий и упражнений с использованием различных пособий. Их назначают и подбирают психоневрологи, дефектологи, учителя коррекционной школы, логопеды и другие профильные специалисты. При разработке программы коррекции учитывается возраст пациента, особенности его развития и степень тяжести его состояния.

Для диагностики эхолалии специалисту может быть достаточно провести беседу с пациентом. Данная процедура проходит в комплексе с другими диагностическими манипуляциями (например, МРТ головного мозга), призванными выявить имеющиеся неврологические заболевания или особые психические состояния, при которых эхолалия выступает в качестве дополнительного симптома.

как начать бороться за осмысленную речь. Коррекция эхолалии у детей

Содержание:

Все чаще родители дошкольников сталкиваются с диагнозами «сенсорная алалия» (F80.2) и «расстройство аутистического спектра» (F84.0). Эти нарушения — одни из самых сложных в коррекции. Как признаки сенсорной алалии и РАС могут заметить родители и какая помощь в развитии речи детей в их силах? Рассказывает Надежда Алексеевна Сайфуллина, логопед, магистр в сфере дефектологического образования, ведущий специалист центра речевого развития LOGOLAND.

Каковы причины нарушений речи при сенсорной алалии и РАС? Однозначного ответа про причину возникновения расстройств аутистического спектра нет. Все исследователи отмечают генетическую природу аутизма, однако наследственность наблюдается только в 15% случаев. Тот, кто найдет причины аутизма, получит Нобелевскую премию.

Что же касается сенсорной алалии, ее основные причины — внутриутробные патологии, поражение центральной нервной системы при родах и органические поражения коры головного мозга.

Признаки сенсорной алалии и РАС у детей

Важная особенность детей с сенсорной алалией и РАС — сложность понимания обращенной к ним. Как распознать это свойство развития речи в самом начале?

Сенсорный алалик и ребенок с РАС — вовсе не молчуны. У детей присутствует активная, иногда даже чрезмерно экспрессивная речь. Однако при этом они абсолютно не критичны к своим высказываниям — не понимают сами, что именно говорят.

Что же должно насторожить в речи ребенка с сенсорной алалией и РАС?

  1. Неосмысленное повторение часто слышимых фраз — эхолалия. Ребенок может настойчиво повторять рекламные слоганы, слова героев мультфильмов и т.д. Иногда речь может казаться осмысленной — в том случае, если ребенок вместе ответа повторяет последнее услышанное слово. Но стоит изменить фразу, и результата уже не будет.
  2. Частое смешение слов, слогов и фраз, использование выдуманных слов — так называемая логорея — еще один характерный симптом нарушения понимания обращенной речи. Слух при этом в большей части случаев (порядка 70%) остается сохранным. Однако отмечается неустойчивость слухового внимания.
  3. Фонематическое восприятие речи нарушено. То есть у ребенка «не работает» цепочка, по которой слуховое возбуждение передается в структуры мозга, связанные с речью.
  4. Присутствуют и некоторые нарушения памяти. Для того, чтобы запомнить слово или фразу, ребенку требуется довольно много повторений.

Коррекция эхолалии у ребенка в домашних условиях

Многие родители приходят в отчаяние из-за отсутствия понимания речи ребенком. Как же помочь ему на начальных стадиях развития?

Старайтесь всегда демонстрировать ребенку то, что он проговаривает бессмысленно. Например, он произносит не к месту «Иди спать!». Важно именно в этот момент взять ребенка за руку, подойти к кровати и, откинув одеяло, улечься вместе с ним, проговаривая «Иди спать!».

Или ребенок вдруг произносит невпопад «Ой, упала!» — вы берете в руки любую мягкую игрушку и бросаете перед лицом ребенка на пол со словами «Ой, упала!». Желательно все это продемонстрировать несколько раз, бросая и поднимая игрушку и проговаривая снова и снова этот процесс в точности так, как произнес это ребенок несколько секунд назад.

Важно, чтобы ваша демонстрация всего того, что будет беспорядочно проговаривать ребенок, была мгновенной. Да, это довольно изнурительно, по сто раз в день, а главное — как можно быстрее демонстрировать, показывать все, что ребенок произносит эхолалично.

Но! Это работает! Рано или поздно ребенку просто надоест по несколько раз в день смотреть, как вы проделываете одно и то же действие, «заставляя» его смотреть на это, и проделывать все действия, которые он бессмысленно перечисляет, и ребенок начнет «осекаться», начиная очередную свою фразу-эхолалию. То есть он начнет останавливать сам свое бессмысленное проговаривание, которое снова и снова вовлекает его в проделывание одного и того же действия.

Дети очень любознательны и ненавидят рутину. И понятие того, что каждая проговоренная ими фраза имеет визуальное решение, рано или поздно заставит вашего ребенка говорить только по делу.

Какие занятия нужны ребенку с РАС и сенсорной алалией

Важно помнить, что самостоятельная работа родителя с ребенком не является заменой специализированной логопедической коррекции. При возникновении специфических проявлений, описанных выше, необходимо обратиться к неврологу и логопеду. Невролог проведет необходимый комплекс диагностических исследований, а логопед установит характер речевого нарушения и составит коррекционный маршрут.

В среднем продолжительность логопедической работы с детьми с сенсорной алалией варьируется в пределах 1-2 лет. Коррекционная помощь ребенку с расстройством аутистического спектра продолжается на протяжении всего школьного обучения.

От чего зависит длительность коррекции речевого нарушения? Во-первых, от степени выраженности речевой патологии, во-вторых, от систематики посещения коррекционных занятий и, в третьих, от наличия комплексной помощи специалистов коррекционного профиля. Комплексная помощь, как правило, включает в себя занятия с логопедом, занятия с дефектологом, занятия с психологом и продолжительное наблюдение невролога с отслеживанием динамики устранения речевого нарушения.

Именно вы можете стать проводником своего ребенка в абсолютно новый мир — мир понятных ему инструкций, маминого ласкового слова и доброй отцовской похвалы.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

https://www.7ya.ru/Bauskas iela 58A — 7RīgaLV-1004

Эхолалия ………. Что это такое и что это означает

Эхолалия… Что это такое и что это значит

Эхолалия повторяет или «повторяет» то, что сказал другой человек. Дети с эхолизацией имитируют то, что они слышали в повседневной жизни, строки, которые они слышали из книги, тексты песен или сценарий из шоу или фильма. Профессионалы чаще всего характеризуют детей как «эхолических», когда многие слова или фразы, которые использует ребенок, кажутся повторениями из предыдущего занятия, а не новыми высказываниями, которые ребенок придумывает самостоятельно.

Дети с эхолалией используют то, что многие родители называют «более сложным языком», чем они обычно умеют. Например, малыш, у которого проявляется эхолалия, может цитировать длинные отрывки из любимого телешоу или спеть целую песню слово в слово, но он не может попросить молока, когда оно ему нужно, или ответить на вопрос, который задает ему отец. Несмотря на то, что этот ребенок «говорит», поскольку он технически может сказать много слов, он, кажется, не полностью понимает, что он говорит. По сути, он просто повторяет слова, не будучи в состоянии их «использовать».

Эхолалия — одна из характеристик, иногда отмечаемых у детей с аутизмом. Фактически, исследователи обнаружили, что до 85% вербальных людей с аутизмом демонстрируют эхолалию в той или иной форме. Положительным моментом здесь является то, что эхолалия на самом деле является положительным признаком того, что дети с аутизмом могут в конечном итоге научиться использовать язык для общения.

Эхолалия также является частью нормального языкового развития. Эта фаза начинается примерно в 18-месячном возрасте, когда ребенок овладевает имитацией слов и только начинает имитировать фразы.Эксперты говорят нам, что эхолалия достигает пика примерно в 30-месячном возрасте и значительно снижается к тому времени, когда малышу исполняется три года. Это совпадает с тем, что ребенок начинает разговаривать и по-настоящему начинает говорить самостоятельно, генерируя собственные оригинальные мысли, задавая новые вопросы и надлежащим образом отвечая на вопросы.

У детей с аутизмом эхолалия возникает чаще и длится дольше, чем у детей с типично развивающимся языком. Например, ребенок с типично развивающимся языком может процитировать несколько фраз из любимого телешоу, спеть песню или научиться считать до десяти наизусть.Однако он не делает это повторно несколько раз в день, и когда делает это , это, кажется, «соответствует» тому, что произошло, а не заставляет взрослых или других детей вокруг него недоумевать: «Хорошо… что это?»

Дети с проблемами моторного планирования или апраксией также могут «застрять» на этой фазе по нескольким различным причинам. Прежде всего, дети с апраксией начинают логопедию с очень плохими навыками имитации. Как только они научатся повторять услышанное, они, похоже, захотят продержаться на этой фазе очень долго.Во-вторых, повторение может стать «двигательным планом», который они усваивают лучше всего, и некоторым из этих детей может быть легче сопоставить ранее отрепетированное сообщение, чем придумать новое. (Хотя в отношении апраксии верно то, что дети могут придумать спонтанные высказывания лучше, чем имитируемые, обычно это не так, если они уже какое-то время находятся на терапии. Возможно, будет легче вырвать проверенную фразу или предложение, чем выучить новое.)

Эхолалия классифицируется как немедленная эхолалия или отсроченная эхолалия.

Немедленная эхолалия — это повторение слов или фраз, которое происходит сразу или очень скоро после произнесения исходных слов. Примером немедленной эхолалии является ребенок, который повторяет такой вопрос, как: «Хотите сока?» вместо того, чтобы отвечать да или нет.

Отсроченная эхолалия — это повторение слов или фраз, которые повторяются после факта, даже через часы, дни, недели или месяцы. Примером отсроченной эхолалии является ребенок, который может петь «С Днем Рождения», когда кто-то новый входит в ее дом.

Эхолалия может также включать не только произнесенные слова, но и точную имитацию интонации, тона голоса и громкости человека.

Специалисты привыкли рассматривать эхолалию как нечто, от чего следует избавиться. Однако современные исследователи говорят нам, что во многих случаях эхолальная речь может быть полезна детям с аутизмом. Например, ребенок, который хочет выйти на улицу, может сказать своей матери: «Давай наденем твои туфли», чтобы попросить об этом занятии, поскольку он слышал, как мать говорила это много раз перед тем, как он выходит из дома.Ребенок может сказать: «Хочешь, я обниму тебя?» когда он плачет, или «Все в порядке, Бен», когда он расстроен, потому что его родители говорят ему это в этом контексте снова и снова.

Приведу еще один пример из реальной жизни. Милый маленький мальчик из моей группы на прошлое Рождество называл Санта-Клауса «Это Санта» весь сезон, потому что, когда его мать впервые научила его этому слову, она с энтузиазмом заявила: «Это Санта!» Он поднял всю фразу и приподнятый и радостный тон голоса своей матери в качестве имени этого персонажа.Когда его учитель в дошкольном учреждении спросил его: «Кто это?» это было уместно для него ответить таким образом, но во время сеанса логопедии, когда я дал ему выбор для игры, спросив: «Ты хочешь Санту или этого оленя?» и он ответил: «Это Санта», но это не имело особого смысла.

В этих случаях эхолалия является представителем того, как дети обрабатывают информацию. Они учатся «кусками», не обрабатывая значения отдельных слов. Этот стиль обучения называется «гештальт-стилем» изучения языка.Дети, которые учатся таким образом, также обрабатывают сенсорные и эмоциональные компоненты события. В предыдущем примере с Санта-Клаусом маленький мальчик обработал «Это» как часть имени Санты вместе с энтузиазмом в голосе матери. Каждый раз, когда он это говорил, он повторял это в том виде, в каком она ему изначально говорила, начиная вскоре после Дня Благодарения и продолжаясь вплоть до января.

Иногда эхолалия не служит идентифицируемой цели. Например, представьте себе ребенка, который без видимой причины повторяет каждую строчку из книги «Go Dog Go», находясь в продуктовом магазине.Нет ни собаки, ни ссылки на эту книгу, но она декламирует ее, когда едет в тележке, пока ее мать выбирает еду.

Я пытаюсь научить родителей с детьми, которые кажутся застрявшими в эхолалии, смотреть на это как на возможность для нас точно знать, чему он или она с трудом учится. Эхолалия может служить для нас определенной целью. Например, ребенок, который бесцельно ходит и цитирует фильм или книгу, может нуждаться в помощи в поиске подходящего занятия, или он может испытывать стресс или тревогу и использовать этот распорядок, чтобы успокоиться.Ребенок, который спрашивает мать: «Хочешь печенье?» нуждается в помощи, чтобы научиться инициировать запросы более подходящим способом. Ребенку, который повторяет вопрос, нужна помощь в изучении значения слов, чтобы он мог точно обработать вопрос, или ему могут потребоваться определенные подсказки, чтобы точно узнать, как отвечать. Ребенок, который повторяет: «Хорошая работа (ее собственное имя)», должен выучить декларативную фразу, например: «Я сделал это!» Ребенок, который повторяет слова своего брата, возможно, просто пытается отвлечься от разговора и не знает, что еще сказать.

Определив, служит ли эхолалическое высказывание какой-либо цели, выяснив намерения ребенка, а затем найдя способы научить ребенка тому, что он должен сказать в этом контексте, вы будете гораздо эффективнее, чем попытки устранить эхолалию. .

Поищите на этой неделе дополнительную статью, в которой вы найдете более конкретные идеи по работе с функциональным языком для детей с эхолалией дома и во время логопедических занятий. Лаура

Если вам нужна дополнительная информация об эхолалии, вы можете найти ее в моем курсе Is It Autism? Распознавание и лечение детей ясельного и дошкольного возраста с красными флажками для ASD .

.

Что такое эхолалия? (с иллюстрациями)

Эхолалия — это явление, проявляемое людьми, страдающими аутизмом, синдромом Туретта и другими формами отклонений в развитии или психопатологическими состояниями, которое заставляет их повторять последние слова или слоги, которые они слышат. В некоторых ситуациях это может означать серьезные попытки произнести речь. В других случаях это может быть бессмысленное повторение.

Эхолалия, или повторение слов и фраз, часто встречается у детей с аутизмом.

Особенно для тех, кто имеет дело с аутичными людьми, эхолалия часто рассматривается как признак значимого вербального общения. Однако к этому следует внимательно относиться. Если можно убедительно продемонстрировать, что аутичный человек не просто бессмысленно повторяет слова, то это можно рассматривать как признак законного общения.

Эхолалию можно считать раздражающей, но важно помнить, что больной человек не намеренно пытается вызвать это чувство, а скорее пытается общаться.

Если аутичного человека спрашивают, хотят ли он яблоко. Они могут ответить, сказав «Apple». Когда вы имеете дело с людьми с нормальным речевым образцом, это обычно будет утвердительный ответ. Однако, если спрашивающий затем спросит, не хочет ли аутичный человек ничего, он может ответить: «Ничего». В таких случаях довольно легко определить, что это просто эхолалия.

Эхолалия бывает двух разных форм. Один из них называется немедленной эхолалией, а другой — отсроченной эхолалией. Безусловно, наиболее распространенной формой является немедленная эхолалия, когда человек реагирует с очень небольшой паузой на последнее сказанное слово или слова.

Отсроченная эхолалия — это как раз то, что следует из названия. Хотя не существует твердых стандартов того, когда эхолалия перейдет от обозначения немедленной к отсроченной, если эхо происходит через 30 секунд или более после произнесения слов, его, вероятно, можно будет назвать отложенным.В большинстве случаев отсроченная эхолалия может иметь место через часы, дни или месяцы после произнесения слов. Во многих случаях аутичный человек может повторять что-то услышанное от родителей или что-то услышанное по радио или телевидению.

Важно не отвергать всю эхолалию как бессмысленное общение.Если есть сомнения, попросите разъяснений. Если кто-то спросит человека, демонстрирующего эхолалию, хочет ли он хот-дог или гамбургер, и в ответ вы получите гамбургер, измените вопрос. Спросите, хотят ли они гамбургер или хот-дог. Если ответ по-прежнему гамбургер, это следует рассматривать как утвердительный, содержательный ответ. Однако, если ответ придет снова, хот-дог может потребоваться еще немного поработать, чтобы четко определить предпочтения.

Работа с аутичным человеком или другим человеком, проявляющим признаки эхолалии, может быть неприятной.Однако главное — не терять терпение. Больной не пытается намеренно раздражать. Они просто делают то, что им естественно.

Часто достаточно продолжительный запрос подтверждения может устранить любые недоразумения, но если человек расстраивается, запросы на получение информации следует прекратить.Цель состоит в том, чтобы способствовать содержательному общению. Если просить об утверждении до того момента, когда человек расстраивается, это не способствует общению; это обескураживает.

В настоящее время не существует лекарств от эхолалии, хотя лечение основной проблемы может помочь уменьшить количество случаев эхолалии.Например, если лекарство вводится человеку с психопатическим заболеванием, которое приводит к эхолалии, эхолалия также может быть одним из симптомов, которые лечат. Почти во всех случаях эхолалия не рассматривается как самостоятельное психическое заболевание, а скорее связана с другим состоянием.

Обучение правильной замене повторяющихся слов может помочь в лечении эхолалии..

определение эхолалии по The Free Dictionary

H, 28 лет, обращается в отделение неотложной помощи с натянутой речью, эмоциональной лабильностью, слабыми ассоциациями и эхолалией. При физикальном обследовании группа исследователей изучила возможность того, что когнитивные процессы, лежащие в основе широкого спектра эмпатических реакций, включая эмоциональное заражение, заразное зевание и патологии, такие как эхопраксия (навязчивое повторение движений других людей) и эхолалия (навязчивое повторение) речи других) — может развиваться в отсутствие родственного отбора или любого другого механизма, непосредственно благоприятствующего сотрудничеству или координации.Эхолалия рекурсивного гена, прекурсивное действие, рассматриваемое как перформативная ценность, для которой действие становится самостоятельным устройством, управляемым процедурой. Другими возможными чертами являются эхолалия, нарушение функционального использования языка, отвращение к физическому контакту и стереотипии, среди прочего (1). Согласно пресс-релизу, семинар был организован ASDWT, где более 170 участников были проинформированы о симптомах аутизма у детей, включая трудности в общении с другими детьми, сопротивление изменению распорядка; неуместный смех и хихиканье; отсутствие страха перед опасностями; слабый зрительный контакт или его отсутствие; длительная странная игра; явная нечувствительность к боли; эхолалия (повторение слов или фраз вместо обычного языка), неуместная привязанность к объектам и трудности в выражении потребностей.Симптомы аутизма проявляются у детей в раннем возрасте, но родители впадают в состояние отрицания или не осознают, как справиться с этим расстройством ». Семинар был организован ASDWT в сотрудничестве с Crescent Bahuman, и в нем приняли участие более 170 человек. были проинформированы о симптомах аутизма у детей, которые включали: трудности в общении с другими детьми, сопротивление изменениям в распорядке дня, неуместный смех и хихиканье, отсутствие или отсутствие зрительного контакта, длительная странная игра, очевидная нечувствительность к боли, эхолалия (повторение слов или фраз в место нормального языка), несоответствующая привязанность к объектам и трудности в выражении потребностей.Ее овладение речью было отложено, и у нее наблюдалась эхолалия (повторение речи других вместо значимого взаимодействия). У 20 (47,61%) пациентов были выявлены особенности произвольных движений, такие как позы, стереотипные движения, манеры или гримасы, а также эхолалия или эхопраксия. у 15 (38,10%) пациентов. Эхолалия и необычная просодия входят в число особенностей, которые вызывают трудности в продолжении разговора и нарушения, особенно в рецептивной речи. Он добавил, что бред, эхолалия, суицидальные наклонности, крайняя тишина, изоляция, одевание и получение на улицах среди прочего — поздние признаки психического заболевания..

эхолалия — это … Что такое эхолалия?

  • Эхолалия — это повторение вокализации, сделанной другим человеком. Эхолалия может присутствовать при аутизме, синдроме Туретта, афазии, синдроме Рубинштейна Тайби, пороках развития, шизофрении, синдроме Аспергера и, иногда, при других формах…… Wikipedia

  • эхолалия — 1885, из гр. ekho (см. ECHO (ср. echo)) + lalia talk, лепет, говорящий, от lalein говорить, лепет, эхогенного происхождения… Словарь этимологии

  • эхолалия — [ek΄ō lā′lē ə] н.[ModL & LT; эхо (см. ECHO) + лалия, дефект речи и LT; Gr lalia, Speech & LT; lalein, говорить, лепетать и LT; редупл. of IE echoic * la (как в L lallare, Ger lallen, убаюкивать)] автоматическое повторение кем-либо слов, произнесенных в…… Словарь английского языка

  • эхолалия — существительное Этимология: Новая латинская дата: около 1885 г. Часто патологическое повторение того, что говорят другие люди, как бы повторяя их • эхолалическое прилагательное… Новый университетский словарь

  • echolalia — echolalic, / ek oh lal ik, lay lik /, прил./ ek oh lay lee euh /, n. 1. Психиатрия. неконтролируемое и немедленное повторение слов, сказанных другим человеком. 2. имитация ребенком голосовых звуков, издаваемых другими людьми, происходящая как…… Universalium

  • эхолалия — существительное а) Немедленное, непроизвольное и повторяющееся повторение слов или фраз, произнесенных другим человеком. б) Повторяющаяся имитация младенцами голосовых звуков, произнесенных другим человеком, естественным образом возникающая в процессе развития ребенка… Викисловарь

  • эхолалия — Непроизвольное повторение слова или предложения, произнесенного другим человеком, как попугай.Обычно наблюдается при шизофрении. SYN: эхо-реакция, эхо-речь, эхофразия. [echo + G. lalia, форма речи] * * * echo · la · lia .ek ō lā lē ə n the часто…… Медицинский словарь

  • эхолалия — ż I, DCM. echolalialii, BLM Psy. «Mimowolne, automatyczne powtarzanie zasłyszanych słów i dźwięków bezpośrednio po ich usłyszeniu; występuje u małych dzieci i u osób chorych mentalicznie »‹ z gr. ›… Słownik języka polskiego

  • эхолалия — н.психическое заболевание, характеризующееся повторением слов, сказанных другими … Современный английский словарь

  • эхолалия — [ˌɛkəʊ leɪlɪə] существительное 1》 Психиатрия бессмысленное повторение произнесенных другим человеком слов как симптом психического расстройства. 2》 повторение речи ребенком, обучающимся говорить. Происхождение C19: обр. L., от Gk ēkhō echo + lalia speech… Словарь новых терминов английского языка

  • echolalia — echo · la · lia… английские слоги

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *